Сказка о российской авиации
А начнем мы, пожалуй, с красы и гордости наших
вооруженных сил - истребителе МиГ-29. Стоит этот привет из семидесятых на
вооружении наших ВВС ажно в количестве 310 единиц. Мы очень гордимся этим
самолетом, и даже пытаемся его впаривать всем, кто только под руку подвернется.
И даже слюняво умиляемся, когда по телевизору нам рассказывают, как этот
истребитель что-то там в каком-то моделировании побеждал, и как он победил в
этом моделировании вообще все самолеты всех вероятных противников. И всем нам
от этого становится хорошо, и спокойно, особенно когда эти горделивые машины
пролетают над Красной Площадью на параде. И абсолютно никто не удосуживается
узнать, а как же на самом деле ведет себя этот истребитель в бою? Давайте же
вместе с вами посмотрим на сие гнилохвостое чудо в динамике.
Для затравки сравним в бою русскую технику с
русской. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах во время
конфликта в Эритрее, российские истребители четвёртого поколения несколько раз
встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне Су-27СК:
они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16
мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и,
возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3
или 4 МиГ-29. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время
боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21. Ну,
МиГ-21 можно не считать, это истребители второго поколения, так сказать,
летающие мишени, привет из пятидесятых. На выходе имеем Су-27 против МиГ-29 -
4:0 в пользу Су. Даже и не знаю, радоваться этому, или нет. Но в копилочку 4:0
положим.
А теперь вернемся во времена войны в персидском
заливе. 17 января 1991 года, по данным частных исследователей, ссылающихся на
иракские данные, МиГи атаковали B-52G, F-111F и итальянский Tornado IDS, однако
они успеха не принесли. Ну, да хрен с ним, с "Торнадо", и даже почти
хрен с ним, с F-111F, но не попасть истребителем четвертого поколения в
бомбардировщик 1955-го года образца, для перехвата которого он в том
числе и предназначен - это позор! Особенно, если учесть, что Б-52 - это, грубо
говоря, летающий восьмимоторный особняк с площадью крыла 371,6 квадратных
метров. Для справки, размер теннисного корта - 24х11 метров, а его площадь -
264 квадратных метра, что в полтора раза меньше, чем площадь крыла этого небесного
слона.
Идем далее.
В первую ночь войны иракскими истребителями была
перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских
пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища
(по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29). Это говорит о
том, что и система распознавания "свой-чужой" сработала просто
"на высоте"! Автогол пишем против МиГа, и, соответственно, счет
получается 5:0 в пользу сборной мира по истребителям. А мы тем временем
продолжим.
17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, №
85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29.
18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили
2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно. Все честно: три на три
и два на два. 10:0. Весело? Играем дальше.
Операция НАТО против Югославии, 1999-й год. Все 16
самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в
127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром
Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО,
совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов. В ходе
вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что
затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного
разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й
эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых
самолётов противника прекратились.
По некоторым данным, всего за
время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед, однако же эти источники -
как бы это помягче выразиться - уж больно некоторые. В ряде источников (в том
числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини)
утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта
победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным
официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной
батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета
«Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукич, Гвозден
ЪукиП) — это боевой псевдоним, использовавшийся
Золтаном Дани в ходе войны. Но самым смешным является заявление о двух
уничтоженых B-2 "Spirit".
Я даже ничего по этому поводу не
хочу объяснять, просто промолчу. Собственные потери МиГ-ов оказались
значительными: всего было потеряно 11 самолетов, из которых 6 сбито в воздушных
боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле). Погибли
капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову,
Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно
катапультироваться. Ну, да позорное уничтожение истребителей четвертого
поколения бомбардировщиками 55-го года образца прямо на земле - это, конечно
же, нечто, но мы люди принципиальные, и в общий счет запишем только те МиГ-29,
которые были уничтожены в воздушном бою. Итого получим 21:0, или, как
говорится, "очко".
Дальше, я думаю, считать в принципе бессмысленно, но
для любителей демагогии могу примерно перечислить возможные возражения по
поводу такого разгромного счета.
"Ф-15
и Ф-16 отличается от МиГ-29, и бла-бла-бла...". Конечно же, отличаются, их
же сделали в другом государстве. Но МиГ-29 - это фронтовой истребитель, и
должен их валить, чтобы они не завоевали превосходства в воздухе. Потому, что
война, блин! И надо воевать! Приказано сбивать - значит, надо сбивать!
Не можешь ты - собьет другой! Не смог
никто - значит - нечем!
"В самолетах сидели чурки/бревна/в голове моей
опилки/нужное вписать, а вот если бы там сидели наши, русские летчики, то
тогда..." Уважаемые господа! Неужели вы наивно думаете, что наши летчики
все поголовно каждый день учатся летать? Вот, прямо, с утра просыпаются, и за
баранку самолета, и прям летают, и летают, пока мозг из ушей не потечет? У нас
спецы из групп высшего пилотажа на землю падать умудряются, а вы демагогию
разводите! Вон, в 1995-м году в Камрани на Су-27 четыре гвардии подполковника в
гору врезались. А знаете почему? Да потому, что наша знаменитая своей глючностью
и ущербностью РЛС Н001 с режимом картографирования местности тупо не заметила
скалу перед самолетом. У всех четырех. Сразу видно, какой этот самолет
всепогодный. И вообще: вот ну нахрена, скажите, нахрена режим картографирования
истребителю, предназначенному для завоевания превосходства в воздухе? Может,
лучше тупо поставить лампочку, покрашенную красной масляной краской, которая
будет загораться, если перед самолетом скала? И что это за режим такой, и как
он, блин, работает, если истребитель не видит гору перед носом?
А скала - она большая, она даже
больше, чем бомбардировщик Б-52! Или это такой же режим, как и система
навигации со вторым пилотом в вертолете Ка-52? Типа, под самолет привязываются
носилки, в них лежит боец и рисует местность, над которой пролетает? Летчики в
современном самолете всего лишь еще одно контролирующее звено. А истребители
сейчас такие, что если автоматику отключить, то только на ручном управлении,
без автоматического подруливания и систем стабилизации самолет долетит всего
лишь до ближайшего международного торгового центра. Ну, или в нашем случае - до
ближайшего сортира во дворе. Ну, да может, хоть террориста в нем замочит при
втыкании в дерьмо, и то хлеб!
Самолет - это сложное
архитектурно-техническое решение, в течении некоторого промежутка времени обеспечивающее
более-менее равномерный полет примерно в одном направлении целого комплекса
мешающих друг другу механизмов и устройств. И пилот в нем - это всего лишь
звено, подтверждающее произведение выстрела каким-либо боеприпасом по
обнаруженной, определенной, захваченной в сопровождение и сопровождаемой цели,
задачей которого в настоящее время является направление того конца самолета,
где у него перед, в примерно ту сторону, где могут быть враги.
Тем
более, что в маневровом бою был сбит всего один МиГ-29, а в части конфликтов
пилотами МиГов выступали в том числе и бывшие летчики ВВС СССР.
На всякий случай напомню еще раз: ну,
даже если все пилоты - обезьяны, но самолет все же ну хоть что-то из себя представляет
- ну не должно быть такого, чтобы 21:0 в пользу всех подряд против одного! Ну хоть
кто-нибудь ну хоть случайно ну должен же просто так, чтобы повезло вовремя, на
хоть какую-нибудь кнопочку нажать! Но ведь нет же там этой долбаной кнопочки!
Иначе не было бы так, чтобы 21:0!
Ну, и последний аргумент рассмотрим,
про то, что кто-то где-то на другом самолете всех победил. Мы рассматриваем
именно тот самый самолет, который стоит на вооружении. И у которого хвосты
гниют. 90 штук забракованы. Рыба, знаете ли, с головы гниет, а самолеты - с
хвоста. Судьба у них такая. Смысл после этого говорить о нашей
турбомегананоавиации - нулевой, но для корректного завершения данного разговора
- вернемся к тому, с чего мы начали - к вертолету Ка-52. И упомянем конструкторов
из США, которые разработали было вертолет-невидимку, но забили на него болт, и
отказались ставить его на вооружение, потому, что грядет эра войны
беспилотников. А как примерно может выглядеть война против России - я вам
сейчас расскажу.
|