В Госдуму внесен законопроект, который обяжет водителей оформлять электронную карту,
содержащую его персональные данные, и открывать банковский счет для
оплаты штрафов. Те, кто не купит карточку или не будет пополнять на ней
баланс, не смогут купить полис ОСАГО.
Депутат Госдумы Владислав
Резник внес на рассмотрение нижней палаты проект изменений в закон об
ОСАГО. Законопроект предлагает обязать каждого автомобилиста, желающего
управлять автомобилем на территории России, иметь электронную
банковскую карточку, содержащую персональные данные водителя. Кроме
того, эта карта будет привязана к банковскому счету, который будет
создан для оплаты дорожных штрафов. Карточки будут выдаваться
автоматически при заключении договора об ОСАГО. Причем страхователь
сможет получить карту не только на себя, но и на каждого, кто допущен к
управлению его машиной. При этом, получив карточку, можно будет
записывать на нее данные о нескольких машинах, к управлению которыми
допущен автомобилист.
Фактически это значит, что система ОСАГО,
привязанная сейчас к автомобилю, получает новую направленность и
становится привязанной еще и к автомобилисту.
Ездить без
карточки водителям будет запрещено, за это будет положен штраф. Кроме
того, данные обо всех протоколах, составленных на водителя, и их оплате
также будут фиксироваться на информационном носителе. И при имеющихся у
автомобилиста неоплаченных штрафах он не сможет продлить действие ОСАГО
на будущий год – это основной рычаг для уплаты штрафов, заложенный в
проекте.
При этом Кодекс об административных правонарушениях не
предусматривает лишения права управления автомобилем за неуплату
штрафов, а эти поправки в закон об ОСАГО фактически устанавливают такую
норму.
В случае если водитель за время срока действия карточки
ничего не нарушит, она будет обновляться бесплатно. В РСА уточняют,
что, хотя автомобилисты обязаны будут иметь при себе карточки,
использовать их для оплаты штрафа они смогут на добровольной основе, а
значит, класть деньги на счет будет необязательно. Оплатить штраф можно
будет и через Сберкассу или мобильный терминал, как сейчас.
Как
отмечает Владислав Резник, «в настоящее время собираемость составляет
примерно 50% от общей суммы наложенных штрафов». Таким образом,
предлагаемые изменения «обеспечат повышение уровня собираемости». Для
того чтобы принимать оплату на месте, экипажи гаишников предлагается
снабдить считывающими устройствами.
На самом деле ГИБДД уже этим
занимается, и оплатить штраф на месте нарушивший правила водитель может
и сейчас, воспользовавшись обычной банковской картой.
Кроме
того, карточка будет «информационной базой для заполнения протокола о
правонарушении». «Тут важно понимать, что современные информационные
технологии позволяют записать на один электронный носитель массу разных
данных. Поэтому при желании водители смогут оставить на карте
информацию о своей группе крови или болезнях, чтобы медики могли
оказать им первую помощь, исходя из личных особенностей», – пояснил в
разговоре с «Газетой.Ru» вице президент РСА Павел Бунин. Впрочем, также
он отметил, что карта будет использоваться союзом для отслеживания
страхователей, совершивших ДТП и пытающихся избежать уплаты повышающего
коэффициента. «Сейчас в РСА нет единой базы страхователей. Благодаря
новой системе мы сможем обеспечить эффективную работу бонус-малус и
предоставить клиентам скидки или наложить на них повышающий коэффициент
в зависимости от их страховой истории».
Несмотря на то что карты
будут выдавать страховщики, оформлять счета будет банк, выигравший
тендер, а собирать штраф и заносить на карту данные будет ГИБДД, сервер
с базой будет находиться в ведении РСА.
Сколько электронная
карточка ОСАГО будет стоить для водителей, которые управляют
автомобилем с неограниченным числом допущенных лиц, пока неясно. Каков
будет кредитный лимит, выделяемый банками для покрытия штрафов
водителей, также пока неизвестно. Каковы будут проценты, начисляемые
банком за пользование овердрафтом, предлагается определить отдельно при
проведении тендера. Установление всех этих деталей автор законопроекта
предлагает возложить на Российский союз автостраховщиков (РСА).
Правозащитники
предупреждают, что подобный проект противоречит Гражданскому кодексу.
Например, водители уже допущены к управлению автомобилем по итогам
экзамена в ГИБДД, и обязывать их оформлять дополнительный документ для
управления автомобилем значит вводить систему двойного контроля. Лидер
Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отмечает, что
предлагаемый закон напрямую нарушает права граждан: «Статья 16 Закона о
защите прав потребителей недвусмысленно говорит о том, что «запрещается
обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным
приобретением иных товаров (работ, услуг)». Таким образом, этот
законопроект – очередная дикость, порожденная страховым сообществом в
сотрудничестве с банковским».
По мнению Похмелкина, нынешний законопроект не получит положительный отзыв в Правовом управлении и вряд ли будет принят
Заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин, напротив, законопроект депутата Резника категорически приветствует: «Любая инициатива, которая поможет обеспечить стопроцентную собираемость штрафов, является выгодной для государства. Сейчас собираемость слишком низкая, следовательно, ее нужно повышать различными способами. И Госавтоинспекция готова сотрудничать со страховщиками на этом направлении». Как признает Кузин, задача снабжения всех российских гаишников электроникой, которая позволит считывать информацию с карт и совершать с ними операции, потребует времени: «Сейчас лишь небольшой процент экипажей ДПС снабжен мобильными терминалами, которые технически неприспособлены для работы с подобными базами данных. Сколько времени и средств потребуется на техническое перевооружение ГИБДД – сказать сейчас трудно. Это – и сроки, и план внедрения – предстоит определить депутатам Госдумы».
P.S. Вот так вот.Кто-то хочет денюшку наварить на этом.
А может закидать этих ... письмами о правомерности и какой ст.Конституции они пользуются.
Пусть будет много писем и пусть попробуют на каждое не ответить лично.
А там можно и в суд подать за вымогательство и мошенничество.
Народ если буш молчать!
Молчание знак согласия со всем что тебе навязывают.