А теперь дорогие детишки я вам расскажу о том, что вi и так знаете Почему именно 8 марта призван быть "женским днём" и "праздником весны" Что такое "пурим" ? Почему на пурим принято кушать символические ушки (пироги). И как Эсфирь помогла Евреям устроить геноцид персидскому народу
Много
веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях
сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен
ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим.
И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев
сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима
скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как
скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать
"Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять
каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком
откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь
Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено
отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта,
независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять
Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с
Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы
всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником
вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у
одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода
событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит
"Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан
ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская
Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и
настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился
вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда,
оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем
можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и
требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии
ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам
сионистского движения). У многих в столице мировой империи (каковым был
тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не
пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи,
торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей
остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь
не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и
самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого
завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как
обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который
осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать,
оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему
Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман
идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до
Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как
только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а
нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была
решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает
его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в
минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания
и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю?
значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит
меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и
родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так
дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и
своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием
на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился
уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день
13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля -
начало марта) во все города империи приходит царское повеление
относительно погромов. Но готовилось-то всё к избиению евреев. А гонцы
привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее
двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих
погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и
скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы и написано
было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи
областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся
во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить,
убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с
ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11)
И в
течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел
царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и
истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5).
Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000
персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской
империи была предрешена.
Я не пишу сейчас богословское
исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я
не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории.
Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается
слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.
Мое
недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события
того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует
день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в
честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и
день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день
погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать
о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это
единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает
напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные
напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и
"благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни,
Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв
под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).
Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием
"уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. Стб. 126). Говорят, это
знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри.
Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от
имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать
плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим.
Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все
книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не
забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так
безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров
Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем
Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти
дни семейный праздник Пурим?
У Интернационала и цели были
интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам.
Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только
ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида"
иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене
дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что
речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе
положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они
порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые
из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида.
Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть
течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События
Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и
состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в
поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды
сочтут своим врагом. Истории нет, прогресса нет. Роста духовного
сознания и нравственности нет. Ветхозаветная кровожадность не
преобразилась. Те нормы живы до сих пор. Архетип не отменен. Он
продолжает расцениваться как образец, достойный воспроизведения (пока -
ритуально-символического, при случае - реального)...
Теперь нам
осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России
был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался
день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках
предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю -
это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и
"женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по
Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался
23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и
сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем
календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то
революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий
характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо
было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий
миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой
победе.
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной
Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат
никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по
поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля
было объявлено Днем Красной Армии". Однако, еще за год до 23 февраля
1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем:
"Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем
международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта
1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному
женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).